Международный институт окружающей среды и туризма (МИОСТ) и его интеграционная политика в области экологического образования
Гомилевская Г.А., Вшивкова Т.С.
В изданииБудущее зависит от нас: материалы XХI Международной молодёжной экологической конференции "Человек и Биосфера" (16–17 мая 2024 г.). ФГБОУ ВО "Владивостокский государственный университет"; Международный институт окружающей среды и туризма.
Год: 2025 Страницы: 12
Для решения экологических проблем требуются активное участие общества и раз витая экологическая культура. Для её формирования важно массовое экологическое просвещение, и большая роль в этом принадлежит системе образования. Если раньше вузовские экологические практики были сосредоточены в основном за рубежом, то сей час они активно распространяются и в вузах нашей страны. Это движение набирает обо роты, в том числе, благодаря участию студентов в различных экологических региональ ных, федеральных и международных программах, которые инициируются или поддер живаются университетами. Это такие, как общероссийская программа "Зеленые вузы России, "Сириус. Лето" (в которой студенты выступают наставниками школьников при реализации экопроектов на региональных территориях), как международный проект "Биологический мониторинг пресных вод", стартовавший в 2023 г. под эгидой АРАССВА (Ассоциация региональных администраций стран региона Северо-Восточной Азии – NEAR). Цель проекта АРАССВА – оценка качества вод в реках стран Северо Восточной Азии школьниками и волонтёрами под руководством подготовленных в об ласти экомониторинга студентов, а также объединение усилий по развитию и внедрению общей системы биооценки качества пресных вод в регионе ЕNЕА (East and North-East Asia). В рамках таких проектов формируется культура экологически ответственного по ведения среди студентов и их подопечных – школьников, в своем вузе, в школах регио на, в обществе. Студенты-лидеры на пути реализации своих инициатив стимулируют участников к активным действиям, к поиску нестандартных решений, к пониманию, что изменение мира к лучшему может происходить непосредственно участниками таких проектов. Молодёжь становится более активной, начинает генерировать новые идеи, собирает вокруг себя единомышленников и двигается к поставленной цели, реально преобразуя окружающее пространство. Их способность брать ответственность за проис ходящее вызывает уважение друзей и преподавателей, указывает другим путь к переменам. Именно так, на основе собственного участия в преобразованиях окружающего мира общество становится более зрелым, ответственным, способным развивать гражданские институты, консолидирующие людей вокруг созидательных начинаний. Большую роль играет то, что результаты проектов освещаются на масштабных молодёжных форумах, таких как Международная молодёжная экологическая конференция "Человек и Биосфе ра", а также на "взрослых", академических научных мероприятиях: Российский откры тый молодёжный водный конкурс, Дружининские чтения (Хабаровск), Леванидовские чтения (Владивосток), и др. Руководство ВВГУ и МИОСТ всячески поддерживает такие инициативы, а также студентов-лидеров экологических проектов и создаёт благоприят ные условия для проведения научных исследований, необходимых при проведении та ких проектов, на площадке вуза и в партнерских институтах ДВО РАН, укрепляя инте грационные связи с ДВО РАН и региональными центрами мониторинга.