Новость

14
сентября
2024

Продолжаем цикл материалов о молодых учёных ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН

Сегодня расскажем об Александре Александровиче Жмеренецком, научном сотруднике лаборатории лесных экосистем

Немного о себе, пожалуйста - сколько лет, где учились, когда решили пойти в ученые и почему, кто ваш научный кумир (не обязательно среди современников)?

Мне 36 лет. Образование получал в два этапа. Первый этап - когда после школы я поступил в Вяземский лесхоз-техникум имени Н.В. Усенко на специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство». Нужно сказать, что я вырос в лесном краю, и лес самого детства окружал меня и привлекал своей жизнью. Еще со времен младшей школы пришло желание сохранять природу, и с годами глядя на не бережное отношение к природе, это стремление только усиливалось. Во многом это повлияло на выбор профессии.

После окончания техникума была возможность продолжить обучение в этом направлении, но я решил немного сменить круг интересов и поступил на биологический факультет на специальность «биология» ДВГУ (ныне ДВФУ). Именно во время обучения в университете, серьезно задумался о том, чтобы заниматься научными исследованиями лесных экосистем. Интерес к науке был и ранее, но эти стремления были не настолько явными и оформленными. У меня нет кумира среди ученых. Но всегда восхищали ученые-исследователи, способные на длительные экспедиции по неизученным местам, такие как Н.М. Пржевальский, В.К. Арсеньев, Н.И. Вавилов.

Над чем работаете сейчас? Как это двигает науку? А есть ли пресловутый экономический эффект или предположение о практическом применении (то в какой области)?

В данный момент я продолжаю заниматься исследованиями разных аспектов лесных экосистем. Сейчас работаю над дендрохронологическими исследованиями, позволяющими произвести реконструкцию климатических особенностей региона в различные периоды. В последнее время, в связи с явными изменениями в климате планеты, данное направление весьма актуально и имеет запрос как в научном сообществе, так и среди обычных людей. Поэтому эти работы позволяют продвигать научные достижения.
Если говорить об экономическом эффекте, то он, конечно, есть, но проявляется не сразу и часто не в регулярном доходе. Многое зависит от того, может ли человек применить свои научные достижения для получения выгоды, но возможности, безусловно, есть, и в некоторых случаях очень даже неплохие. Лично для меня за последние три года, экономический эффект от научных исследований заметно повысился. Это проявляется как в получении различных грантов и приглашение работать в очень интересном проекте в масштабах минимум Дальневосточного региона, так и косвенно в различных проектах краевого уровня, например, помощь в определении соответствия места рубки задержанной древесины с заявленными точками рубки. Возможностей много.

Чем, по-вашему, отличается нынешнее поколение ученых?

С одной стороны, видно нежелание работать в условиях, отдаленных от благ цивилизации, что усложняет, например, поиск людей в команду. Мало кто готов идти в лес, длительное время там работать ради науки и терпеть неудобства полевых условий. С другой стороны, чувствуется амбициозность новых поколений. Особенно это я замечаю по студентам.