Новость

Опубликован 1-й выпуск 12-го тома журнала «Биота и среда природных территорий»

Выпуск включает три исследовательские статьи по палеофлоре, фауне полихет и экологии вулканогенных экосистем, обзор научных работ по геномике гибридов и хронику экспедиции в Западные Гималаи. Авторы публикаций – ученые ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, Камчатского Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (ИВиС), Крымского Института биологии южных морей РАН (ИБЮМ), Санкт-Петербургского Зоологического института РАН (ЗИН), и двух немецких институтов Зенкенбергского исследовательского и Института наук о Земле при Университете Бонна.

Выпуск открывает статья О. В. Бондаренко (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН) с соавторами, включая немецкого палеоботаника, «Реконструкция зональной растительности востока Азии в раннем эоцене», в которой на основе анализа 48 палинофлор из раннеэоценовых местонахождений впервые для данного региона установлены унифицированные типы зональной растительности и прослежены их изменения с севера на юг. Международным российско-немецким коллективом установлено, что смешанный мезофитный лес являлся в изученных палинофлорах доминирующим типом растительности, что хорошо согласуются с палеоклиматическими данными.

Зоолог из Севастополя В. Г. Копий (ИБЮМ РАН) подвела итог многолетних исследований фауны, таксономии и экологии морских полихет Карадагского заповедника. В период с 1938 по 2022 гг. по собственным и литературным данным для этого района ею отмечены 75 видов, среди которых по спектру питания преобладают полифаги, а минимально представлены фитофаги. Рассмотрено изменение видового состава, численности и биомассы таксоцена полихет заповедника за последние 80 лет. Полученные результаты, дополненные сведениями о структуре фитоценозов и особенностях донного субстрата, могут быть использованы в целях экологического мониторинга заповедных акваторий Чёрного моря.

В статье С. Ю. Гришина (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН) с соавторами-вулканологами (ИВиС ДВО РАН) изложены результаты пионерного исследования последствий извержения вулкана Шивелуч на Камчатке 11 апреля 2023 г., которое завершилось самым крупным пеплопадом за последние 60 лет. На основании собственных данных в ходе оперативных полевых работ и анализа спутниковых изображений оценены масштабы пеплопада и его воздействие на лесные сообщества. Обнаружено полное погребение мохово-лишайникового яруса, для восстановления которого потребуется несколько десятилетий. Выявлена угроза многолетнего вторичного запыления растений переотложенным пеплом, что требует отдельного исследования.

Известный паразитолог-генетик Г. Н. Челомина (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН) вновь представила обзор новейших исследований геномики, на этот раз, фокусируясь на распространённой в природе межвидовой гибридизации, которая является своеобразным «окном в эволюционные процессы». Основываясь на геномных данных, автором обзора рассмотрены современные методы обнаружения гибридов, различные аспекты формирования и динамики гибридных геномов при отдельных скрещиваниях и в зонах межвидовой гибридизации, а также генетические и эволюционные последствия естественной гибридизации. Большое количество примеров, иллюстраций и ссылок делают обзор ещё более актуальным для широкого круга учёных-биологов и помогают определить перспективные пути дальнейших исследований.

Л. Я. Боркин (ЗИН РАН) составил иллюстрированную хронику второй Гархвальской экспедиции Санкт-Петербургского союза учёных Санкт-Петербургского союза учёных в Западные Гималаи (штат Уттаракханд, Индия) в мае 2023 г. Эта 7-ая по счёту комплексная биогеографическая экспедиция, организованная Центром гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза учёных, прошла также под флагом Российской ассоциации исследователей Гималаев и Тибета. Учёные обследовали восточную часть штата к западу от горного массива Нанда-Деви на высотах от Индо-Гангской равнины до южного подножья Трансгималаев (Занскарский хребет, 4330 м) и собрали материал для исследований в области ботаники, зоологии (энтомология, герпетология), гидробиологии и микробиологии.