Новость

Есть ли жизнь на Марсе или как озеленить Антарктиду

Те, кто постарше из наших читателей, эту фразу хорошо помнят, и она вызывает у всех теплую улыбку, но если говорить чуть серьезнее, то ученые давно задаются вопросом как начинается жизнь в экстремальных для неё условиях, какие организмы поселяются первыми в условиях почти невозможных для жизни?

Чтобы ответить на эти вопросы не всегда нужно лететь на Луну или Марс, можно найти на нашей планете такие условия. Например, тукуланы в Центральной Якутии – огромные вытянутые вдоль дюны, которые зимой охлаждаются до -45-50 градусов, а летом нагреваются до +60 и выше.

В них всё слишком – слишком холодно, слишком жарко, слишком ветрено, слишком сухо…  Во времена последних похолоданий, когда осадков в этих местах почти не выпадало, а температуры опускались ниже самых экстремальных на сегодня, такие дюны в Центральной Якутии были очень обширны, а условиях там, действительно, напоминали марсианские. 

Может ли вообще быть здесь какая-то жизнь?

Оказалось, что может.

В большинстве таких суровых мест пионерами заселения становятся мхи и лишайники и чуть позже – некоторые травы. В 2012 г. доктор биологических наук Александр Владимирович Галанин начал, а в 2015 г. кандидат биологических наук Ирина Александровна Галанина продолжила ботанические исследования якутских тукуланов на р. Вилюй.

Результаты поразили и удивили ученых! Оказалось, что вся поверхность дюн покрыта тонкой пленкой биовещества – и эта пленка является первичной и главной средой для поселения всех остальных макроорганизмов. Из чего же состоит эта пленка? Это лишайники, один из необычнейших и интереснейших объектов живой природы.

Лишайники – это сложное сообщество, симбиоз клеток гриба, зеленых водорослей, а иногда и цианобактерий. Лишайники удивительно пластичны – они легко выживают как в суровой Арктике, так и в жарких тропиках. Они дают своеобразный старт растительной жизни места, но и потом не уходят из экосистемы, а вносят свою лепту в её жизнь. (рис. 9, 10).

Но, несмотря на свою выносливость, лишайники очень чувствительны к стабильности субстрата. Дело в том, что убежать ножками в другое место или дотянуться корнями до воды возможности у них нет, а растут они очень медленно – от 0.01 мм до нескольких мм в год. Поэтому лишайникам очень важно иметь крепкое основание – субстрат, но где же его взять на носимых ветрами песках? Оказалось, что и к этому обстоятельству пионерам можно приспособиться – ветки, камни, сухие мхи, даже угли от пожаров – всё становится стабильными островками, где споры в песке могут закрепиться. Невидимая работа по заселению криопустыни идет непрерывно и постоянно – грибные гифы скрепляют песчинки между собой и делают все стабильнее поверхность песка, опускаясь на глубину до 1.5 см, а на поверхности песка начинает формироваться слоевище лишайника и так создается твердая корка на поверхности дюны.

К сожалению, увидеть этот процесс глазами невозможно и на десятках метрах, потихоньку, ведут свою работу невидимые труженики.  Поэтому, попадая в криопустыню и видя перед собой голые барханы, не обманывайтесь: жизнь здесь уже началась. Пока невидимая нашему глазу, она медленно начала свой путь, охватывая толщу песка на 1-2 см. Это грибные гифы, оплетающие песчинки, «строят» свой загадочный и великолепный мир, мир, на котором спустя десятилетия и столетия могут возникнуть роскошные луга и леса.

Автор: кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории ботаники И.А. Галанина